О защите прав потребителей в сфере оказания услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом.

В Управление Роспотребнадзора по Новосибирской области поступают обращения граждан на нарушение их прав в сфере перевозок пассажиров автомобильным транспортом, в том числе  связанных с отказом в возврате стоимости билета, вследствие неиспользования перевозки,   непредоставления перевозчиком посадки (высадки) пассажиров  по маршруту регулярных перевозок в междугородном сообщении, предусматривающему  путь следования транспортного средства от начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта.

В этой связи Управление информирует, что права потребителя в данной области  отношений урегулированы специальными законами, в частности,   Федеральным законом от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», «Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом», утвержденными постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 N 112.

Согласно  положениям Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона, договор перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок отнесен к публичным договорам. Для обеспечения возможности  правильного выбора услуги перевозки,  условия такого договора, а именно, информация об услуге перевозки,  установленная  Правилами, доводится до сведения пассажира  в наглядной и доступной форме посредством  размещения в кассовом зале, зале ожидания автовокзала.   Указанная информация,  должна содержать, в том числе,  сведения о  прибытии транспортного средства на остановочный пункт, схему маршрутов регулярных перевозок, расписание для всех маршрутов регулярных перевозок.

Перевозки с посадкой и высадкой пассажиров в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок осуществляются в соответствии с расписаниями, установленными для каждого остановочного пункта.

Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется  перевозочным документом – билетом.

Услуга, не соответствующая маршруту регулярной перевозки, предусматривающему   посадку и высадку пассажиров в установленных остановочных пунктах, признается оказанной с недостатком. В этом случае потребитель вправе  предъявить исполнителю одно из требований, установленных, ст. 29 Закона Российской Федерации  «О защите прав потребителей», в том числе о  соответствующем уменьшении цены услуги, а также о возмещении причиненных убытков.

Порядок и основания для возврата билета (при отказе потребителя от исполнения договора перевозки по своей инициативе) установлены ст. 23 Устава,  в соответствии с которой, в случае возврата билета в кассу не позднее, чем за два часа до отправления транспортного средства, потребителю возвращается стоимость проезда, перевозки багажа, провоза ручной клади за вычетом пяти процентов их стоимости, а в случае возврата билета позднее этого срока, но до отправления транспортного средства —  стоимость проезда, перевозки багажа, провоза ручной клади за вычетом пятнадцати процентов их стоимости.

За текущий период 2017 года в Управление по различным  вопросам защиты прав потребителей в сфере перевозок поступило 32 письменных и 12 устных обращений. Потребителям даны разъяснения о правах и  механизме защиты этих прав.