На заметку потребителю. Информация для потребителей при покупке обуви.

Обувь  – одна из самых необходимых и незаменимых частей гардероба человека. Обувь должна быть качественной и удобной, модной и не очень дорогой. Ассортимент обуви очень большой: обувь модельная, повседневная, домашняя, спортивная и дорожная. Обувь может быть изготовлена из натуральной, синтетической, искусственной кожи, текстильных материалов и с комбинированным верхом.

Особенности продажи обуви регулируются «Правилами продажи отдельных видов товаров», утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 № 55 (далее – Правила) и Техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности продукции легкой промышленности» (далее – ТР ТС), устанавливающий обязательные требования к обуви в целях защиты жизни и здоровья человека, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей продукции.

В соответствии с Правилами обувь должна пройти предпродажную подготовку, которая включает: распаковку, рассортировку и осмотр товара; проверку качества товара (по внешним признакам); проверку наличия необходимой информации о товаре и его изготовителе.

Предлагаемая для продажи обувь должна быть сгруппирована по видам, моделям, размерам и выставлена в торговом зале. Торговые залы должны быть оснащены банкетками или скамейками, подставками для примерки обуви. Обувь передается покупателю в упакованном виде без взимания за упаковку дополнительной платы. Вместе с товаром покупателю передается товарный чек, в котором указываются наименование товара и продавца, дата продажи, артикул и цена товара, а также подпись лица, непосредственно осуществляющего продажу.

В соответствии со ст.9 ТР ТС маркировку обуви наносят на изделие, этикетку, прикрепляемую к изделию или товарный ярлык на русском языке. Для импортной продукции допускается наименование страны, где изготовлена продукция, наименование изготовителя и его юридический адрес указывать с использованием букв латинского алфавита. Маркировка должна содержать следующую обязательную информацию: наименование продукции; наименование страны-изготовителя; наименование изготовителя, или продавца или уполномоченного изготовителем лица; юридический адрес изготовителя, или продавца или уполномоченного изготовителем лица; размер изделия; состав сырья; дату изготовления; модель и (или) артикул изделия; вид материала, использованного для изготовления верха, подкладки и низа обуви; товарный знак (при наличии); единый знак обращения продукции на рынке государств — членов Таможенного союза (ЕАС); инструкцию по уходу за обувью (при необходимости); гарантийные обязательства изготовителя (при необходимости).

Перед выпуском в обращение обувь должна быть подвергнута процедуре обязательного подтверждения соответствия требованиям ТР ТС, которая осуществляется в форме декларирования соответствия.

 На что необходимо обратить внимание при выборе обуви? 

Прежде всего – на внешний вид, отсутствие дефектов — на коже не должно быть складок, морщин, пятен, повреждений, разрывов ниточных швов. Обе полупары должны быть одинакового размера, цвета, полноты.     Нажимая по всей поверхности подошвы, надо убедиться, что при этом подошва прочно приклеена и не отходит. Необходимо проверить кожу на наличие отдушистости (отставание лицевого слоя кожи, обнаруживаемое в виде морщин на лицевой поверхности при ее сгибании и не исчезающее после расправления кожи) и крепление каблука,  осмотрев место соединения каблука с подошвой и крепление набойки.

В соответствии со ст. 25 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей»(далее — Закон), потребитель вправе обменять обувь надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, если обувь не подошла по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру в течение четырнадцати дней, не считая дня ее покупки. Обмен обуви надлежащего качества проводится, если обувь не была в употреблении, сохранены ее товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также имеется товарный чек или кассовый чек либо иной подтверждающий документ  оплаты. Также потребитель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за обувь денежной суммы, которая должна быть возвращена в течение трех дней.

В соответствии со ст. 18 Закона потребитель, которому продана обувь ненадлежащего качества, вправе по своему выбору потребовать в течение гарантийного срока:

  • безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
  • соразмерного уменьшения покупной цены;
  • замены на товар аналогичной марки (модели, артикула);
  • замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
  • отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы.

В отношении обуви, на которую гарантийные сроки не установлены, потребитель вправе предъявить указанные требования, если недостатки товаров обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи их потребителю.

При возникновении спора о причинах возникновения недостатков обуви  проводится экспертиза товара. Потребитель вправе оспорить заключение экспертизы в судебном порядке.