На заметку потребителю. Алгоритм действий потребителей при нарушении их прав.

Несмотря на известный лозунг «Покупатель всегда прав!», при приобретении каких-либо товаров и услуг, его права нередко нарушаются.

Зачастую, продавцы (изготовители, исполнители) видя правовую безграмотность потребителя, отказывают в выполнении его законных требований в добровольном порядке. В этом случае потребителю необходимо знать алгоритм своих действий, чтобы грамотно изложить предусмотренные законом требования и добиться их удовлетворения.

В настоящее время права российских потребителей достаточно серьезно защищены Законом РФ от 7 февраля 1992 года № 2300-I «О защите прав потребителей»(далее – Закон), и на их страже стоят судебные органы, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, общественные организации по защите прав потребителей и целая армия юридических организаций, готовых оказать правовую помощь, представить интересы потребителя в судебных органах и составить необходимые документы.

Что же делать, если права потребителя уже нарушены? В первую очередь необходимо попытаться урегулировать вопрос в добровольном порядке, обратившись к продавцу (изготовителю, исполнителю) с предусмотренными ст.18 Закона требованиями, которые изложить в письменной претензии.

Претензия составляется в произвольной форме, где указываются контактные данные потребителя (для связи), суть дела, обстоятельства нарушения прав потребителя, четко сформулированные требования, список документов, подтверждающих статус потребителя и доказательства нарушения прав (например, копия товарного чека, копия гарантийного талона, копия справки из гарантийной мастерской, заключение независимого эксперта).  Претензия должна быть написана в двух экземплярах, один из которых передается продавцу (исполнителю, изготовителю), а на втором (экземпляр потребителя) продавец должен поставить свою подпись с пометкой, подтверждающей получение претензии. Если продавец (изготовитель, исполнитель) отказывается подписывать Ваш экземпляр претензии или просто его не принимает, отправьте его по почте (заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении).

В случае, если продавец (исполнитель, изготовитель) отказывается удовлетворить требования потребителя в добровольном порядке, потребитель согласно ст. 17 Закона имеет право обратиться за судебной защитой своих прав.

Однако перед обращением в суд потребителю необходимо:

— убедиться в соответствии предъявляемых требований действующему законодательству;

— представить доказательства правоты и реальность свои требований;

— собрать документы, подтверждающие нарушение прав потребителя, в том числе экземпляр претензии с отказом продавца (исполнителя, изготовителя) удовлетворить требования в досудебном порядке (если такой имеется);

— продумать, кто может быть свидетелем нарушенных прав и т.д.

Исковое заявление подается в суд в письменной форме (требования предъявляемые к исковому заявлению указаны в ст.131 Гражданско- процессуального кодекса Российской Федерации). Иски могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту:

— нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель — его жительства;

— жительства или пребывания истца;

— заключения или исполнения договора.

В случае, если вступившее в законную силу решение суда не будет исполнено ответчиком добровольно, получить взыскиваемую сумму поможет Федеральная служба судебных приставов, которая наделена полномочиями по применению мер для принудительного исполнения решения суда.